Сочинения > Эзоп > Особенности басни как литературного жанра Легендарный Эзоп – основоположник жанра басни
Особенности басни как литературного жанра Легендарный Эзоп – основоположник жанра басни - сочинение


Язык и мораль басни. Действующие лица в басне. История басни
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков 2
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков



Цель: сообщить об особенностях басни как литературном жанре, вспомнить имена и произведения известных баснописцев; ознакомить со сведениями о Эзопу — первом баснописце, баснях «Волк и Ягненок», «Ворон и лисица», «Муравьи и Цикада»; раскрыть понятие «басня», «аллегория», «эзопов язык»; развивать внимание, логическое мышление; прививать любовь к басне. Оборудование: портрет Эзопа Д. Веласкеса, сборник басен Эзопа. Ты невежда и лодырь, даже Эзопа не выучил. Аристофан Ход урока. I. Мотивация учебной деятельности. - начать урок сегодня я хочу с одной истории, которая случилась давным-давно. Черепаха и заяц. Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они для соревнования время и место и разошлись. И заяц, рассчитывая на свою естественную скорость, не стал бежать, а разлегся возле дороги, да и заснул. А черепаха понимала, что движется она медленно, и потому бежала без остановки. Так она обогнала спящего зайца и одержала победу. Нередко работа превосходит естественные способности, когда ими пренебрегают. • Как называется произведение, которое вы прослушали? (Басня). • почему вы так решили? (Герои - животные, произведение поучает читателя). • Правильно, вы слушали басню «Черепаха и заяц», автором которой является известный древнегреческий баснописец Эзоп. Эта басня учит человека уважать естественные способности и не забывать, что без старательной работы достичь чего-то в жизни почти невозможно. II. Изучение нового материала. 1. Усвоение литературоведческих терминов. Басня - это короткий рассказ сатирического и поучительного характера, в котором высмеиваются человеческие недостатки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего состоит из двух частей: рассказа и морали, поучение, ради которого и составлялась басня. Мораль может находиться как в начале произведения, так и в конце его. Иногда мораль бывает отсутствующей как отдельная часть произведения, но всегда можно сделать поучительный вывод из содержания басни самостоятельно. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделенные определенными чертами. Одним из наиболее распространенных художественных средств, которые используется в басне, является аллегория. Аллегория - это изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например, сердце - аллегория любви, образ богини Фемиды - аллегория правосудия. 2. Сообщение о жизни и творчестве первого баснописца – Эзопа. Возникновение басни традиционно связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа. Его всегда считали одним из первых авторов, которых должен изучать каждый школьник. У Аристофана, близкого к Эзопу по времени, есть выражение: «Ты невежда и лодырь, даже Эзопа не выучил». Эзоп жил в VI ст. до н. э. в Древней Греции. Родиной его называют Фригию, область в Малой Азии. Известно, что он был рабом, который несколько раз переходил от одного хозяина к другому и испытал немало испытаний судьбы. Древние греки произносили его имя иначе, чем мы,- Айсопос. Вид имел Эзоп не очень красивый: он был некрасивый, имел большую голову еще и горб на спине. Но этот некрасивый раб выделялся большим умом. По легенде известно, что Эзоп был освобожден из рабства. По другой легенде, царь Крез отправил Эзопа в город Дельфы. Там баснописец должен был принести пожертвование богу Аполлону в величественном храме, но дельфийские жрецы незаметно вбросили в вещи Эзопа золотой кубок Аполлона и, обвинив его в краже, осудили и скинули с высокой скалы в бездну. Позднее невиновность баснописца было установлена. Тем не менее, Аполлон, рассердившись на жестоких дельфийцев, наслал на город чуму. Басни Эзопа впервые собрали и записали в 300 г. до н. э. Они были написаны прозой остроумно, понятно и просто. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из самых популярных произведений в античном мире. В записях, сделанных римским писателем II ст. Авгонгелием, отмечается: «Эзоп, фригийский баснописец, не случайно считался мудрецом, так как свои полезные советы и установки он давал без строгости и властности, как это обычно делают философы, а придумывал странные и интересные притчи, умно и прозорливо обдуманные истории передавал людям с какой-то приманкой для слуха». Сюжеты эзоповских басен повлияли на сирийскую, армянскую, еврейскую, индийскую литературу. Именно с именем древнегреческого баснописца связано понятие «эзопова языка». Эзопов язык использовался и позднее авторами, которые желали скрыть свои идеи от цензуры и при этом донести их к читателям в достаточно простой и понятной форме (например, в русской литературе с конца XVIII ст.). Эзопов язык - это иносказание, художественный язык, насыщенный недомолвками и намеками. Вопрос к классу Имена каких баснописцев вам известны? (Римлянин Федр (I ст.), грек Бабрий (II ст.), француз Ж. де Лафонтен (XVII ст.), россиянин И А. Крылов (Х I Х ст.), украинцs Гр. Сковорода (XVIII ст.), П. Гулак-Артемовский (Х I Х ст.), Е. Гребенка (Х I Х ст.), Л. Глибов (Х I Х ст.), Остап Вишня, С. Олейник, М. Питомец (ХХ ст.)) Почти все народы мира имеют свои басни, и среди них есть много похожих на сюжеты, заимствованные у Эзопа, хотя и составлены они в разных краях, в разных времена и на разных языках. 3. Чтение басен Эзопа. 1) Басня «Волк и Ягненок». Выразительное чтение басни. Беседа. Назовите героев басни. Охарактеризуйте их поведение. (Волк предъявляет обвинение Ягненку в разных грехах, тогда как бедный Ягненок ни в чем не виноват). Какие черты характера олицетворяют в себе Волк и Ягненок? (Волк олицетворяет лицемерие, хищность, бесстыдство, силу; Ягненок - беззащитность, хрупкость, честность, слабость). Прочитайте мораль басни. («Даже справедливая защита не имеет силы для тех, кто взялся совершать несправедливость») Как вы ее понимаете? Знаете ли вы примеры из жизни, к которым можно было бы применить эту мораль? 2) Басня «Ворон и Лисица». Выразительное чтение басни. Беседа. Определите тему басни. (Лисица с помощью лести выманивает мясо у Ворона.) Какие черты олицетворяют герои произведения? (Лисица - хитрость, льстивость, ум, коварность; Ворон - неразумность, доверчивость, наивность.) Какая мораль басни? («Эта басня касается неразумного человека») Сформулируйте идею произведения. (Необходимо отличать искренних людей от льстивых, не быть слишком доверчивым и объективно оценивать себя и свои возможности.) 3) «Муравьи и Цикада». Выразительное чтение басни. Беседа. Из каких частей состоит басня? Какие черты олицетворяют Муравьи и Цикада? (Муравьи - старательность, трудолюбие, умеренность; Цикада - легкомысленность, непредусмотрительность, не старательность.) Какая мораль этой басни? («Не следует пренебрегать ничем, чтобы со временем не пришлось жалеть»). Как вы ее понимаете? Сформулируйте совет Цикаде, который вы могли бы ей даты. III. Выводы Что такое басня? Дайте определение аллегории. • Что такое эзопов язык? • Чем прославился Эзоп? • Чему учат прочитанные вами басни Эзопа? IV. ДОмашняя задача. Прочитать басню Эзопа «Земледельцу дети», подготовить ее пересказ, определить тему и идею; выучить определение басни, аллегории, эзопов язык. Индивидуальная задача.

Похожие сочинения


Язык и мораль басни. Действующие лица в басне. История басни
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков 2
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее